Семейное богословие. Что такое домашняя церковь?

domashnaya-cerkov…где двое или трое собраны во имя Моё,

    там Я посреди них. Мф.18,20

Семья-это первоначальная ячейка христианской общины, это «домашняя Церковь», как называет её в своих посланиях апостол Павел (Рим.16,4;Кол.4,15).

 

Само слово «Церковь» говорит о том, что в христианской семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело (Кол.1,24).

Некоторые люди видят возможность спасения души только в монашестве, недооценивая роли семьи в жизни христианина. Жизнь в миру, при всей её суете и соблазнах, не лишает возможности угождения Богу. Более того, благодаря её духовным трудностям, подвиги этих людей оцениваются Богом не ниже, а может быть и выше, чем монашество. Обычно в миру христианин живёт в семье; основой последней являются муж и жена, связанные перед Богом для вечности обетами взаимной любви и общности всей жизни в служении Богу.

  Архиепископ Арсений (Чудовский) писал: « Добрые христиане часто жалуются на трудность жизни в миру среди соблазнов, пороков, развращения и суеты. Но знаешь ли ты, христианин, что тебе скорбями и подвигами надлежит войти в Царствие Небесное? Вдали от мира тебе нужны для спасения пост, коленопреклонения, постоянное бодрствование над собой; в миру же, если ты не приражаешься к соблазнам, терпишь и страдаешь от окружающего тебя развратного мира, ты являешься своего рода мучеником и знай, что каждая слеза, каждый твой вздох, испускаемый от притеснения развращённого мира, стоит многих подвигов и постов».

Труден и тернист путь тех, кто решился на полноту служения по образу Богоматери-служения и Богу, и ближним. Пусть приходится им жить в миру, в окружении соблазнов, всё же этот путь прекрасен в своей гармоничной законченности. Этот путь угоден Господу, если совершается в полноте исполнения Его заповедей. Следует вспомнить как один из величайших подвижников и преподобных отцов — Макарий Великий был послан учится добродетели к двум скромным замужним мирянкам из Александрии.

Основной задачей христианской семьи является не только вырастить детей, но непременно вырастить их как истинных чад Церкви Христовой — подготовить для Господа благоговейных Его служителей.Нередко из таких семей выходят молитвенники за весь мир. Ведь упадок качества духовенства происходит исключительно из-за того, что христианская семья переживает кризис в современном мире.

В таких семьях все члены семьи служат Богу, каждый выполняет свои обязанности как по отношению к другим членам семьи, так и в отношении внешнего мира-всех ближних и посетителей семьи.

Глава семьи — отец. В семье жена должна повиноваться мужу. Как пишет апостол Павел: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1 Тим.2,12) и «Жена да убоится мужа своего» (Еф.5,33) и «дети повиноваться своим родителям» (Еф.6,1). Апостол Пётр замечает: « Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, господином»  (1 Пет.3,5-6).

  У семьи — как в Церкви – должна быть (по возможности) общая молитва. Все заповеди Христовы о любви и взаимном служении должны прежде всего выполнятся в семье. У семьи должен быть общий духовный отец. В некоторых древнехристианских и старорусских семьях при избах были свои домашние церкви. Если их не было, то обустраивались специальные молитвенные комнаты, убранные иконами.

Общий дух веры, любви и благочестия связывал всех членов христианской семьи в одно неделимое целое; такие семьи были действительно как «домашние церкви».

Часто случается так, что мы бываем доброжелательными и приветливыми только когда соприкасаемся с людьми вне нашей семьи, внутри же неё проявляем нетерпение и раздражительность, тем самым не выполняя заповедь Христа о взаимной любви друг к другу.

Но у каждой христианской семьи есть и другая почётная обязанность: это служение Христу через ближних, посещающих семью или имеющих к ней отношение. Тесная внутренняя связь, как известно, существует и у евреев. Но Господь говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5,46-47).

Христианская семья является ячейкой Церкви Христовой, через которую Он согревает замёрзших, питает голодных, утешает несчастных, принимает странников, заботится о больных.

Здесь для смущённого и недоумевающего найдётся мудрый совет мужа; для молодых матерей-знания и опыт жены, а также образцы для подражания в добром воспитании детей. В «домашней церкви» найдётся хорошая духовная пища в книгах религиозной библиотеки, отдых души в тепле семейного уюта для неимущих этого в своём доме.

Изливать свет и тепло Христовой любви на всех приходящих учил старец о. Алексий Мечев: « Будьте для всех солнышками», «каждого гостя принимайте, как посланного от Господа» и «забудьте, совсем забудьте о себе ради тех, кто ищет у вас помощи, утешения и ободрения».

Именно о таком достижении должна молиться каждая христианская семья с самого начала своего зарождения, стоя под церковными венцами при бракосочетании.

Св. Иоанн Златоуст говорил о том, что «часто супруги показывают добродетель гораздо более совершенную, чем живущие в монастыре».

О. Александр Ельчанинов говорил о том, что христианин может духовно реализовать себя, вступив в брак или став монахом (хотя бы и в миру). Он писал: «Есть путь брака и путь монашества. Третье состояние — девственников в миру — очень опасно, соблазнительно и не всякому посильно. Кроме того, такие и для окружающих представляют собой опасность: сияние и красота девственности, которое ведь в некоторой степени «брачное оперение» (когда не имеют прямого религиозного смысла), влекут к себе и возбуждают чувства».

Связанные узами супружества, заменяем мы друг друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее…Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие лучше богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности (Свт.Григорий Богослов).

Святитель Феофан Затворник поучал своих духовных чад, желающих создать семью: «Супружество имеет много утешений, — но и сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придёт подобное, встречать, то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче-пополам делятся. Помоги вам Господи ничем не делиться, а всё иметь общее — и сердце одно, путь один».

В браке праздничная радость первого дня должна продлится на всю жизнь; каждый день может быть праздником, каждый день муж и жена должны быть необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого-углубление духовной жизни каждого, работа над собой.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *