Рождественский пост

 
Рождественский, или Филиппов пост длится 40 дней (28 ноября, понедельник — 6 января, пятница) и готовит верующих к празднику Рождества Христова (7 января, суббота). Второе, больше народное, название поста — Филиппов, или даже филипповки, этот зимний пост получил потому, что 27 ноября — день накануне начала Рождественского поста — посвящен апостолу Филиппу. Апостол Филипп был учеником Христа и прославлен тем, что по его молитве прозревали слепые и исцелялись больные.
Начиная пост, надо помнить, что гастрономическая составляющая поста не может быть самоцелью. Подготовка нашей души к встрече родившегося Христа — вот задача Рождественского поста. А это значит, что все наши усилия — и пищевые ограничения, и отказ от развлечений, и целомудрие в интимных отношениях, и посещение богослужений в храме, и молитва, и исповедь, и участие в Таинстве Причастия, и добрые дела — все это должно быть посвящено грядущему празднику Рождества Христова.

1. Вопрос «что можно, а что нельзя есть в Рождественский пост?» задают чаще всего, начнем с него. Самое строгое ограничение — это правило монастырского устава. Цитирую его: «На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник (то есть 6 января) пища не вкушается до первой звезды». Еще раз подчеркну — это правило для монахов, и если я его и привожу здесь, то только для того, чтобы показать высшую планку, границу самоограничения, а не для того, чтобы мы все, невзирая на пол, возраст, состояние здоровья, физические и умственные нагрузки, восприняли эти рекомендации как руководство к действию. Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл. Вот что писал про пост отец русского старчества. Преподобный Паисий Величковский предостерегал нас от того, чтобы мы ослабляли себя чрезмерным постом, приводящем к бездеятельности тела. «Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, — много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель — своя совесть… Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом… Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех».

То есть мера поста конкретна для каждого человека, в зависимости от физического здоровья, возраста, пола, нагрузок, лежащих на верующем. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян — это отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Порой наша зацикленность на пищевой стороне поста может принимать нелепые формы — когда мы только и делаем, что прикидываем, было ли в съеденной булочке яйцо и сливочное масло. Или когда постная по составу пища при этом такая изысканная, лакомая и соблазнительная, что говорить о посте — явно лукавить. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь.

2. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.

3. Надо помнить, что пост — это в первую очередь явление духовное. И если мы, ограничивая себя в еде и развлечениях, становимся злобными, агрессивными, раздражительными, готовы на осуждение других (не постящихся), превозносимся над окружающими, злословим и гневаемся, значит, что-то в нашем делании не так. Значит, пост формален. «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления, — учил святитель Василий Великий. — Вместе с телесным постом должен быть и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».

А святитель Иоанн Златоуст выразился еще жестче: «Какая нам будет польза от поста, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею, сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь?»

Что надо знать про праздник Рождества Христова
Казалось бы, чего проще? Но каждый, кто хоть раз пускался в этот путь — многодневный пост, замечал, как во время поста усиливаются так называемые искушения — соблазны, ситуации, подталкивающие нас ко греху. В обычный день легко и добрым быть, и от котлеты отказаться, но вот в пост, будто что-то на тебя находит: то осуждать начнешь кого-то с чего-то, то гневаешься, то ветчина в магазине начинает манить и мерещиться так, что кажется: «Если сейчас не съем, умру!» В чем тут дело? При любом телесном воздержании наше тело — «завеса нашей плоти», отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, оно оказывается незащищенным перед темными силами. «Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы — душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения», — писал святитель Игнатий Брянчанинов. Поэтому, понятно, что пройти трудный путь многодневного поста без помощи Благодати Божьей невозможно. А помощь эту мы всегда можем получить в храме. И ход церковных богослужений Рождественского поста помогает нам войти и в праздник Рождества Христова и участвовать в великой духовной реальности пришествия Спасителя в наш мир.

Есть один, главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. «Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *