14 (27) сентября Святая Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

feast-of-exaltation Праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершается в память двух событий: обретения Креста Господня святой равноапостольной Еленой и возвращения Святого Креста императором Ираклием из Персии.

Утрата древа Креста

Святая Церковь с древнейших времен учит, что чудотворная сила Животворящего Креста основана на его нераздельности от тайны Воплощения и Искупления, совершенных Господом Иисусом Христом.

Крест, на котором был распят Христос, и символ Креста приобрели для христиан священное значение. Однако же первоначально древо Креста Господня сохранено не было. Согласно раввинскому предписанию, орудие казни должно было быть погребено вместе с казнённым.

Но, в отношении Христова Креста это не было сделано. Вероятно, что Крест Спасителя вместе с крестами двух распятых с Ним разбойников зарыли или просто оставили вблизи места распятия – Голгофы.

Конечно же, свидетели распятия Спасителя хранили в памяти место казни Христа, так же, как и первые Иерусалимские епископы.

Но в 70 г. от Р.Х. Иерусалим был взят и разрушен Титом. Многие священные места были осквернены и засыпаны.

Прошло 300 лет и Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом.

Обретение Животворящего Креста

Святой равноапостольный Константин Великий (306 — 337) после победы в 312 году над правителями Западной части Римской империи и над правителем Восточной ее части, стал единодержавным правителем огромной Римской империи.

В 313 году был издан Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан прекратились.

Испытав действенную помощь Креста Христова в прекращении междоусобицы наполненный благодарности Христу Спасителю, Святой равноапостольный Константин решил отыскать Честное Древо Креста Господня и построить храм на месте его обретения. Исполнительницей намерения императора явилась его мать, святая царица Елена, принявшая христианство и отличавшаяся благочестием и ревностью к истинной вере.

В 326 году святая равноапостольная Елена прибыла на Святую Землю, где была встречена патриархом Иерусалимским Макарием и сразу же принялась за поиск.

Один из местных жителей, приведя царицу Елену к большому холму, где некогда римский император Адриан устроил капище в честь языческой богини Венеры, сказал, что, по преданиям, здесь зарыт Крест Спасителя.

Начались поисковые работы. И вскоре на этом месте были обретены Гроб Господень и Лобное место, близ которого нашли три креста, гвозди и дощечку (с надписью на трех языках), которая была прибита над главой распятого Богочеловека.

Однако, тут же возник вопрос, какому из трех крестов воздать благоговейное поклонение как Кресту нашего Спасителя?

По предложению патриарха Макария, к месту обретения крестов была принесена находившаяся при смерти женщина. Присутствовавшие вознесли молитвы к Господу, и к болящей стали прикладывать поочередно найденные кресты.  Два креста были приложены без успеха, а при прикосновении третьего креста совершилось исцеление болящей. (По другим источникам, Крестом Господним был воскрешен мертвец).

С радостью святая Елена и все бывшие с ней поклонились Святому Кресту.

Христиане, пришедшие поклониться Честному Древу Креста Господня, просили патриарха Макария поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли видеть его. Став на высоком месте, патриарх и другие духовные лица начали поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ поклонялся ему, взывая: «Господи, помилуй!».

Установление праздника

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме -месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Успения.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин велел воздвигнуть в Иерусалиме особый храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Храм строился около 10 лет.

Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году.

Храм был освящен 13 сентября 335 года.

На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества и победы.

В VII веке, в 614 году, с христианским государством Византией, в ведении которого находился Иерусалим, воевал персидский царь Хозрой — язычник, огнепоклонник и враг христиан. Царь завоевал Ближний Восток, Сирию, Палестину, Египет, Малую Азию и Иерусалим. Он пленил христианское население Иерусалима и выселил его во главе с патриархом в глубь Персии. Отвез он в Персию и пречистое древо Животворящего Креста Господня.

Естественно, что для христиан это было большим горем.

Но, в 628 году византийский император Ираклий после многочисленных походов и многих лет борьбы победил персидского царя и разгромил персидскую державу. Он освободил из плена христиан, патриарха Иерусалимского и Честное Древо Креста Господня.

Радостно, торжественно и в то же время смиренно взял император Крест Господень на свои плечи и понес его в Иерусалим, где 14 сентября водрузил его на прежнее место.

После этого события, с VII века и до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня именно в этот день – 27 сентября по новому стилю.

О почитании Креста

Особое правило почитания Креста установлено на Шестом Вселенском Соборе, проходившем в 680 году в Царьграде.

73-е правило его гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения».

Христианин осеняет себя крестным знамением и носит на груди крест для постоянного памятования, что посредством Креста, через Распятие совершилось его искупление, что наши грехи Сам Господь вознес на Древо «Телом Своим» (1 Пет. 2, 24).

Он оживил нас, мертвых во грехе, ибо крестной смертью Христовой снято тяготевшее над людьми проклятие греха (Кол. 2, 13—15). Крестоношение и крестное знамение являются свидетельством нашей веры в Распятого (1 Кор. 2, 2) и отличают христиан от людей других вер.

В Святом Кресте Христовом выражена истина нашей веры.

Крест Спасителя раскрывает перед нами и смысл человеческих страданий. Он показывает нам, что жизнь наша есть подвиг, и несение жизненного креста — есть долг, ибо Господь заповедует нам взять крест свой и следовать за ним,

Крест Христов является для нас утешение в борьбе с грехом и терпении. В момент, когда нас обуревают грех, зло, досада, осуждение, зависть или другие непотребства, необходимо посмотреть на Крест и вспомнить слова Спасителя на Нем Распятого:

«Научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». (Мф. 11,29).

Тяжело страдать праведнику, страдать незаслуженно, без вины, но если он в людях не встретит правды, то может найти утешение в том, что есть Бог Правосудный, Который не оставит его никогда.

Крест —  это наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление

 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – залог надежды, любви и спасения borisov-spas.by

Проповеди   vozdvizhenie.paskha.ru

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *